Литографский печатный станок предназначен для получения оттисков с литографского камня. Принципиальная схема станка разработана в начале XIX века актёром и типографом Алоизом Зенефельдером. Согласно популярной легенде о становлении литографии, Зенефельдер однажды по рассеянности записал счёт из прачечной на известняковом камне, затем случайно положил на него сверху кусок влажной ткани. Счёт с камня отпечатался на материале так отчётливо, что навел Зенефельдера на мысль о новом типе печатного станка, который он и сконструировал в 1806 году.
В 1818-м изобретатель открыл в Мюнхене собственную типографию, литографские станки в ней были главным источником дохода. С того времени принцип такой печати не изменился, лишь деревянные детали машины начали делать из литого чугуна и стали.
Художник рисует на поверхности камня задуманную композицию специальным жирным карандашом или литографской тушью. После нанесения рисунка поверхность камня протравливается на небольшую глубину слабым раствором серной и соляной кислот. Затем валиком на камень наносится типографская краска. Участки камня, обработанные карандашом и тушью, слегка «зажириваются» и потому принимают краску. Там, где рисунка не было, камень остаётся чистым. После этого на камень кладут бумагу и прижимают специальным прессом.
Этот станок принадлежал легендарной сети советских художественных вузов ВХУТЕМАС, на нём учились и печатали свои гравюры Владимир Фаворский, Андрей Гончаров и другие. Сейчас на таких станках работают студенты и преподаватели нашего вуза. Механизм безвозмездно передан в музей факультетом художественно-технического оформления печатной продукции (ХТОПП) Московского государственного университета печати.
При создании материала мы использовали экспертное заключение кандидатов технических наук, профессоров кафедры машин и полиграфического оборудования Московского политехнического университета И. Ш. Герценштейна и В. И. Штолякова.