Часы механические музыкальные
«Поющая птичка в клетке»
Поющая птичка в клетке — механизм, возникший на стыке инженерной мысли, декоративно-прикладного и часового искусств. В XVIII веке ряд мастеров обращается к образу поющей птички, внутри которой находится миниатюрный органчик. Большими поклонницами таких механических диковин были императрица Елизавета Петровна и Екатерина Великая. По легенде, такие механизмы использовались, чтобы обучить живых канареек популярным мелодиям.
Представленные часы выполнены в виде ажурной подвесной клетки прямоугольной формы с куполообразным верхом и квадратным основанием на четырех ножках.

Внутри клетки расположены под углом две перекладины-жердочки, на одной из которых сидит птичка в перышках канареечной окраски.
В основании клетки помещены: устройство, приводящее птицу в движение; музыкальный механизм из нескольких звуковых труб с управлением кулачковым механизмом; часовой механизм с дуплексным спуском, регулируемым балансом, устройством часового и четвертного боя.

Октогональное основание с гранями черного цвета украшено овальными медальонами с жанровыми сценками на голубом фоне и литым рельефным орнаментом в виде венков и гирлянд из лавровых ветвей.

На основании установлена ажурная клетка из позолоченной латуни с шатровым верхом и кольцом для подвеса. Механизмы часов и музыкальный механизм закрыты сверху металлической решеткой белого цвета, затянутой с нижней стороны зеленой тканью.

Циферблат часов выполнен из белой эмали с полированным безелем. Часы обозначены на нем римскими цифрами синего цвета, минутные и секундные деления — арабскими цифрами черного цвета через пять делений. По циферблату движутся три золотистые ажурные стрелки, также он снабжен тремя отверстиями со штифтами для завода хода, боя и регулировки часов. Циферблат установлен горизонтально на нижней стороне основания с ажурным орнаментом на углах на синем фоне и четырьмя литыми ножками.

Музыкальный механизм, выполненный в виде небольшого органа со звуковыми трубами, и механизм движения птички с программным валиком, пружинным двигателем и фузеей включаются каждый час или в произвольное время с помощью шнурка.

При включении механизма птичка быстро перескакивает с жердочки на жердочку, поворачивает головку, открывает и закрывает клюв, двигает хвостиком и щебечет. На одной из граней основания размещен выключатель боя и пения птички, на другой — отверстие для завода музыкального механизма. В комплект входит двусторонний ключ и рукоятка.

Гравировка «Week’s R. 1 Mechan.1 Museum, Tichborne St.t» на музыкальном механизме означает, что часы экспонировались в Королевском механическом музее Томаса Уикcа (Thomas Weeks), который был основан примерно в 1797 году. Экспозиция включала в себя множество прекрасных автоматов, в том числе и с музыкальным механизмом, и была открыта для общественного просмотра с входной ценой в один шиллинг. Среди достопримечательностей были механический паук, райские птицы, часы и прочие чудеса эпохи. После смерти Томаса Уикса коллекция была продана с аукциона в 1834 году.

Автор часов Пьер Жаке-Дро (Jaquet Droz) — всемирно известный часовщик и создатель первых кукол-автоматонов и механических птичек.

Жаке-Дро родился в 1721 году в пригороде швейцарского Ла-Шо-де-Фона. Еще подростком вместе со старшими братьями он увлекся изучением точной механики и часового дела. В 1738 году, в возрасте 17 лет, он начал создавать в мастерской на ферме «Сюр-ле-Пон» первые часы и маятники, встраивая в них музыкальные механизмы и модули движущихся кукол-автоматонов. Оригинальная продукция быстро становится популярной, а доходы от продаж позволяют Жаке-Дро расширить дело.

Позже мастер открывает мануфактуры в других городах Европы. В 1774 году Жаке-Дро отдает под управление сыну Анри-Луи производство в Лондоне, важном коммерческом центре Европы. Лондонская мастерская ведет переговоры с Китаем, Индией и Японией при посредничестве основного экспортера часов на Восток Джеймса Кокса. Швейцарская мануфактура Жаке-Дро с 1784 года сосредоточивается на производстве ограниченных серий роскошных часов, оснащенных музыкальным боем, автоматонами или сложными часовыми функциями.

Жаке-Дро был принят во вновь созданную Академию искусств, где участвовал в развитии преподавания технических наук. Он также способствовал созданию в городе учебной фабрики по производству механизмов репетиров. В 1775 году Жаке-Дро-отец создал куклу «Писарь», которую признали уникальной для своего времени. Она состояла из 6000 деталей и писала на бумаге текст длиной до 40 букв или символов. Два других самых известных автоматона, «Музыкантша» и «Художник», были созданы сыновьями Жаке-Дро. Марка Jaquet Droz существует по настоящий день.
Полное наименование
Материалы
Часы механические музыкальные «Поющая птичка в клетке»
1780 г. Швейцария, г. Ла-Шо-де-Фон
Бронза, эмаль, металлические сплавы
Место и время создания
Роботы и автоматизация
Музей «Собрание»
Где увидеть
время
номер сертификата
1362
размеры
620 × 340 × 340 мм
Масса
23,5 кг
при подготовке текста использовали
информацию с сайта музея
Музыкальные автоматы
Автор
Пьер Жаке-Дро (Jaquet Droz)
Швейцария, г. Ла-Шо-де-Фон, 1780 г.
Надписи и клейма
Надпись на механизме: «Week’s R. 1 Mechan.1 Museum, Tichborne St.t» (Week’s Royal Mechanical Museum Tichborne Street)
С этим экспонатом связаны истории и музеи
Made on
Tilda